Методическая копилка

 Патриотическое воспитание дощкольников






КОНСПЕКТ

непосредственной образовательной деятельности в старшей группе

«Письмо жителей Севера»  

Цель: Формирование  у детей представления об изменениях в природе весной

с помощью поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

- Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;

- Развивать связную речь при рассказывании о весенних приметах, умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, объяснять свою точку зрения, умение устанавливать причинно-следственные связи;

- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности в процессе самостоятельного выполнения задания по посадке семян;

Материалы и оборудование: макет солнца, лучи с признаками времён года, картинки зимующих и перелётных птиц, стаканчики, земля, одноразовая посуда, дренаж, семена цветов, посылка, полиэтиленовый пакет, стаканчики  с водой, колокольчики.

Ход образовательной деятельности.

Игра – приветствие:

Становись скорее в круг

Справа друг, и слева – друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, давайте подарим друг другу улыбки, хорошее настроение и зарядимся положительными эмоциями.

Слайд 2.

Приходит СМС на телефон

Воспитатель: Ребята, мне на телефон пришла СМС - ка. Хотите, я вам её прочитаю?

(Воспитатель читает)

Слайд 3.

«Здравствуйте, друзья!

Недавно  мы  услышали  незнакомое для нас  слово «весна». У себя на Севере мы  ни разу его не слышали. Подскажите, пожалуйста, что это такое – Весна?

Как она выглядит? Как звучит? И чем пахнет?

Мы  будем очень рады, если вы нам  поможете узнать об этом».

 Слайд 4:

Воспитатель: Ребята, а вы догадались от кого СМС? Почему так считаете? (показывает картинку с изображением животных севера)

Воспитатель: Ну что, поможем жителям Севера, выполним их просьбу?

- А как же мы сможем им  рассказать о весне?

(варианты ответов детей: СМС, письмо и др.)

Воспитатель: Хорошо, мы вернемся к этому потом, но для начала вспомним, что такое весна? (ответы детей)

Слайд 5.

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)

Если вы отгадаете загадку, то узнаете без чего не может быть весны.

Что так в небе ярко светит?

Свет пускает мне в оконце.

Отвечайте дружно дети,

Это светит ярко ………..(солнце).

Посмотрите перед нами солнышко.  Посмотрите какое оно грустное. Чтобы оно засияло и стало греть, нам нужно сделать лучики.  Каждый из вас возьмет у меня по одному лучику и положит на солнышко, только те на которых изображены признаки весны. (ярко светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, животные и насекомые просыпаются ото сна, появляются первоцветы, день становится длиннее, на реке ледоход.)

Воспитатель: А давайте это солнышко подарим жителям севера, отправим на север наше весеннее солнце пусть они тоже радуется. (воспитатель прикрепляет солнышко на доску). Солнышко сильнее пригрело, начал таять снег и побежали ручейки. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Солнечный зайчик»

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька, (смотрим на ладошку)

Прыгни в ладошку.

Солнечный мой заинька,-

Маленький, как крошка (ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Прыг на носик, на плечо

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать (следить взглядом за движением пальца)

Вот закрыли мы глаза (закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щёчки теплыми лучами

Нежно согревает (широко раскрыть глаза)

Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно сказали. О весне очень много написано стихов.

Слайд 6.

Воспитатель:

- Ребята, Жители севера ещё хотели узнать как звучит весна?

- А как вы считаете, можно услышать весну?

- А где её можно услышать?

- А вы хотите её послушать?

Давайте пошуршим  мешочком. На что похоже? (на снег)

Давайте побулькаем  водичкой.

На что похоже? ( на ручеёк)

Возьмите колокольчики. На какие звуки похожи звуки колокольчика? ( на капель)

Давайте поиграем:

Снег тает и бежит ручьями (шуршат мешочками и булькаем)

Весна – красна идёт

С весною месяц март встречает

Нам  звонкая капель идёт.( колокольчиком звенят)

Ребята, мне кажется не хватает каких – то ещё звуков.

Слайд 6.

(звучат «звуковые загадки» (капель, кукование кукушки, стук дятла, шум дождя карканье вороны), дети отгадывают.

- Оказывается, ребята, если внимательно прислушаться, то можно ещё и услышать весну. Мы и флэшку со звуками весны подарим.

Ребята,  у меня есть картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

- Как вы считаете, картинки каких птиц мы можем отправить на север, чтобы жители представили как выглядит  весна? (перелётных).

- Только вот проблема, все картинки перепутались, а вы поможете их разделить на группы? 

Всех перелётных птиц разместить возле весеннего солнышка.

Зимующих птиц  возле зимнего солнышка, похожего на снежинку.

Проверяем.

Слайд 7.

Перелетные птицы.

Слайд 8.

Зимующие птицы.

-Давайте отдохнём и поиграем с вами.

«Весенняя»

Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)

Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет  (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)

Землю солнышко пригрело, (присели )

Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями)

Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек)

Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают вверх)

Отлично справились с заданием! Отправим  на север  картинки с изображением перелётных птиц.

Слайд 9.

- А у нас осталась ещё одна «звуковая загадка», послушайте ее (звучат звуки  журчания ручейка)

- А сейчас, чтобы у вас ещё больше поднялось настроение, мы сыграем в игру. 

Подвижная игра “Ручейки и озера”.

Когда вы услышите слова: “Ручейки побежали!” все бегут друг за другом (каждый в своей колонне). На сигнал “Озера!” игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Всем правила понятны.

Ребята, а как можно понюхать весну? (ветки с распустившимися листочками, смола, цветы понюхать)

Слайд 10.

Наступила весна, земля прогрелась, и люди копают землю, сажают овощи, цветы. Да, это тоже одна из весенних примет. Можно посадить семена в землю, когда она хорошо прогреется, а можно вырастить дома рассаду в стаканчиках и потом пересадить в землю. А вы хотите посадить семена цветов в стаканчики? («Да»). Предлагаю поэкспериментировать, чтобы узнать, в какую землю можно сажать семена, а в какую нет.

- Давайте узнаем, какая земля на ощупь.  Возьмите руками землю (Дети исследуют землю на ощупь). Какая она? (Тёплая, мягкая, чёрная, сыпучая).

А теперь  возьмите другую землю (мёрзлую). Какая она? («Твёрдая, холодная)

- Скажите, в какую землю мы сможем посадить наши семена, а в какую нет? («Мы посадим семена в тёплую, рыхлую землю»). А почему в мёрзлую не сможем? («Мы не сможем закопать, спрятать семечко в твёрдую землю»«Земля холодная, и семечко замёрзнет»). Правильно, ребята.

Ребята, а вы знаете, как правильно нужно сажать семена? Давайте-ка посадим наши семена, у меня есть для вас под сказочка (алгоритм). Какую первую картинку мы должны взять( «картинку с горшочком», вторую - насыпать камушки, чтобы вода не застаивалась, третью - насыпать землю, полить  и сделать ямочку, четвёртую -  опустить семечко, пятую -засыпать землёй и поставить в солнечное место).

- Посмотрите, у вас на столе  семена разных цветов. Выбирайте пожалуйста семена цветов и приступайте к работе (на столах стаканчики по числу детей, ящики с керамзитом и землёй, лейка, палочки для углублений, тряпочки для рук).

- Молодцы, отнесём  горшочки с рассадой на подоконник, пусть теперь их солнышко погреет.

Давайте мы изобразим весенний ветерок и погреем наши ладошки.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком.

А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку, чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)

Молодцы!

А теперь свои замерзшие ладошки

Друг об друга мы потрем немножко (потирают руки).

Мы потерли хорошо.

Что за чудо? Нам тепло!

Давайте  а один из этих горшочек с цветами тоже подарим жителям севера.

-Вот, оказывается, какое интересное время года – весна. Она нежная, ароматная, весёлая, а  на севере ничего о ней не знают.

- Так как же нам все наши знания и подарки передать  на север? (варианты детей)

- Верно, мы отправим им посылку.

Итог:

Ребята, для кого мы собрали посылку? (для жителей севера)

-Зачем им понадобилась наша помощь? (они не знают, что такое весна)

- Какие подарки мы приготовили для них? (солнышко, картинки птиц, флешка со звуками весны, стаканчик с цветами)

Ребята, я приготовила для вас  солнышки и тучки. Если вы считаете, что мы с вами смогли объяснить для жителей Севера, что такое весна. Выложите солнышко. Если вы считаете, что мы  с вами не справились, то положите тучку.

Давайте дружно скажем: «Мы любим весну!»



НОД по ФЭМП    «Путешествие по сказке « Цветик – семицветик». 

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- упражнять детей в количественном и порядковом счете до семи;

- закреплять знание цифр, умение располагать их по порядку, называть «соседей» числа;

- закреплять пространственные представления детей, умение ориентироваться на плоскости: между, под, над.

- Закреплять знания о составе числа;

- Совершенствовать навыки счета в решении примеров;

Развивающие задачи:

- развивать логическое, наглядно – образное, творческое мышление;

- развивать зрительную  память;

- развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные задачи:

- формировать навыки сотрудничества и самоконтроля;

- чувство эмпатии и взаимопомощи;

- аккуратность в работе;

-

Предварительная работа: чтение сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик», беседа по содержанию сказки.

Материал:

разноцветные лепестки,  игрушки: кукла, мяч, машина, медвежонок, пирамидка, юла, кубик; набор геометрических фигур; мяч;

Методы и приемы:

- Словесный (рассказ, диалог, пояснения, указания)

- Наглядный (демонстрация, показ, слайды)

- Игровой (подвижная игра, дидактические игры, воображаемая ситуация)

- Практический (упражнения, действия с предмета   

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

Коммуникативная игра «Здравствуйте» слова и музыка М. Картушиной

Здравствуйте, ладошки! - Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх.

Хлоп-хлоп-хлоп! - 3 хлопка.

Здравствуйте, ножки! - Пружинка.

Топ-топ-топ! - Топают ногами.

Здравствуйте, щёчки! - Гладят ладонями щёчки.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Пухленькие щёчки! - Круговые движения кулачками по щекам.

Плюх-плюх-плюх! - 3 раза слегка похлопывают по щекам.

Здравствуйте, губки! - Качают головой вправо-влево.

Чмок-чмок-чмок! - 3 раза чмокают губами.

Здравствуйте, зубки! - Качают головой вправо-влево.

Щёлк-щёлк-щёлк! - 3 раза щёлкают зубками.

Здравствуй, мой носик! - Гладят нос ладонью.

Бип-бип-бип! - Нажимают на нос указательным пальцем.

Здравствуйте, гости! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.

Привет! - Машут рукой!

Прикоснитесь ладошками друг с другом. 

- Ребята, тёплые у нас ладошки? (Да)

- Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.

Выходит девочка Женя – героиня сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Она идёт, никого не замечая, разговаривает сама с собой.

В руках у неё  цветок с одним лепестком и баранки.

-Девочка, почему ты такая грустная? Что у тебя случилось?

-Я хочу помочь Вите  и  не  могу? 

-Ребята, ничего не пойму? Какой  Витя? Почему эта девочка хочет ему помочь?

Может быть вы её  узнали? (это девочка Женя)

-Женя, но  ведь у тебя есть ещё один  лепесток? Произнеси волшебные слова и твоё желание исполнится.

-Я пробовала, у меня ничего не получается.

- Ребята, давайте хором  произнесём волшебные слова и поможем Жене

(звучит музыка со словами из сказки):

«Лети,лети,лепесток

Через запад на восток,

Через север,через юг

Возвращайся,сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели.

 

-Ребята, и правда, ничего не получается!

- Я очень жалею, что  потратила шесть лепестков просто так, а  могла бы потратить на добрые дела. И теперь цветок потерял  волшебную  силу. Чтобы цветок снова стал  волшебным, надо собрать  все его лепестки.

Рассматриваем лепестки вместе с детьми, замечаем задания на них.

Лепестки непростые: на каждом лепестке задание.

-Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы  вернуть   волшебную  силу  лепесткам? ( Необходимо  выполнить  задания на лепестках)

-Ребята, а вы мне поможете выполнить задания. 

Первым Женя сорвала  какой лепесток?(жёлтый лепесток). Какая цифра на нём? (единица)

 Прочитаем задание с этого лепестка.

Однажды мама отправила её за баранками в магазин.

                                       Математическая задача:

Женя купила несколько баранок. 2 баранки с тмином для папы, 2 баранки с маком для мамы, 2 баранки с сахаром для себя и 1 маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Сколько баранок купила Женя? (Семь).

- Сколько  баранок Женя  купила для папы? (2 баранки с тмином для папы).

- Сколько  баранок Женя  купила для мамы? (2 баранки с маком для мамы).

- Сколько  баранок Женя  купила для себя? (2 баранки с сахаром для себя)

- Сколько  баранок Женя  купила для братика Павлика? (1 маленькую розовую баранку для братика Павлика).

-Давайте посчитаем, сколько баранок купила Женя? (Женя  купила 7 баранок).

-Ребята, а кто мне расскажет, как у Жени получилось 7 баранок. (2+2+2+1=7)

- Решив  задачу, мы вернули волшебство желтому лепестку. Какого цвета лепесток использовала Женя во второй раз? (красный лепесток)

- Что произошло дома у Жени? (Девочка разбила вазу).

- Из- за чего Женя разбила вазу? (она считала ворон).

- Давайте вспомним  сколько ворон пролетало мимо окна? (7)

-Положите на верхнюю полоску  столько  квадратов, сколько пролетало ворон?

-Сколько вы положили квадратов? (7) Почему?(потому   что пролетало 7 ворон )

- А теперь на нижнюю полоску  положите столько  треугольников, чтобы их было на 1 больше, чем  квадратов.

- Сколько вы положили  треугольников? (8)

-Почему вы положили 8 треугольников?

-На сколько 8 больше чем 7?( на 1)

- На  сколько 7 меньше 8? ( на 1)

Пальчиковая гимнастика «Цветик-семицветик»

Вырос высокий цветок на поляне,

(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье

(ритмично двигать пальцами, вместе – врозь)

Дружно дают под землей корешки.

(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

- Чтобы вернуть волшебство красному лепестку, надо помочь Жене  собрать  вазочку.

Перед вами на тарелочках лежат «осколки» вазы, их нужно собрать. А правильно собрать вазу вам поможет схема (на столах - схема вазы). Под тихую музыку дети собирают вазу. Внимательно посмотрите на вазу и скажите, из каких геометрических фигур состоит ваза? (Ответы детей). Верно!

- Молодцы, ребята! Мы вернули волшебство красному лепестку.

-Давайте вспомним   сказку. Какое  следующее желание было у  тебя, Женя?

-Меня мальчики не брали  с собой играть. И я решила самостоятельно  отправиться на северный полюс. И загадала желание с помощью синего лепестка.

- Итак, ребята, надо  отправиться на северный  полюс. Но прежде чем мы с вами  отправимся в путешествие, нам надо  настроиться на полет.

 Видео  Физминутка "Самолет". (импровизация полета – прямой и обратный счет)

- Вот мы с вами и прилетели на северный полюс. Кто живёт на северном полюсе? (белые медведи).   

- Сколько белых медведей? (4)

- Чтобы нам попасть домой нам надо выполнить задание: Наши медведи наловили рыбы. Вот она лежит на льдине. Но это рыбки не простые, а математические. У медведей ведёрки с числами. На каждой рыбке пример. Вам нужно решить пример и положить в нужное  ведро.  Будьте внимательны. 

- Мы вернули волшебство синему лепестку.

Вспомним, какой лепесток Женя оторвала после синего? (после синего лепестка Женя оторвала зеленый лепесток).

-Женя, что ты загадала с помощью этого лепестка? (Я пожелала, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои)

-Ребята, Женя вернула игрушки  на свои места, и просит поиграем в игру «Что  где стоит?» (ориентировка на плоскости).

- На какой полке стоит паровоз?

- Какая игрушка стоит справа от паровоза?

 - Какая игрушка стоит под юлой?

- На какой полке стоит зайчик?

- Какая игрушка стоит слева от куклы?

- Какая игрушка стоит под мячиком?

- Какая игрушка стоит между неваляшкой  и зайчиком?

- Какая игрушка стоит справа от юлы?

- Какая игрушка стоит между матрешкой и  зайчиком?

- Какая игрушка стоит над мишкой?

- Молодцы, всё верно. Зелёный лепесток вернул волшебную силу.

Следующий лепесток под номером 5, оранжевый лепесток.

Этот лепесток предлагает отдохнуть.

Игра «Разноцветные цепочки»: 2 команды  по 8 человек, в руках круги разного цвета. Пока звучит музыка вы бегаете по залу  с кругами в руках. По команде «Раз, два, три разноцветные цепочки собери». Вы должны быстро построиться так, как нарисовано на картинке. Ведущий показывает одну из карточек. Выигрывает команда, которая быстро и правильно построится. 

-Вот и оранжевый лепесток вернулся к остальным лепесткам.

- И осталось нам выполнить последнее задание на фиолетовом лепестке под номером 6.

За то что мы с вами помогли  белым медведям разложить рыбу, они  подарили нам  цветные льдинки. Нам необходимо  разложить их в домики.  На что похожи льдинки. ( на геометрические фигуры).

На полу лежат обручи красного и зеленого цвета.

- Положите льдинки треугольной формы  так, чтобы  они лежали только в красном обруче.

-Положите круглые льдинки так, чтобы  они лежали  и в красном и зелёном обруче.

- Положите  квадратные льдинки так, чтобы они лежали  только в зелёном обруче.

-Положите прямоугольные  льдинки так, чтобы они лежали вне зелёного и вне красного обруча.

Какие, вы молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый цветик семи цветик мы собрали! Вот, Женя, твой заветный цветок, загадывай скорее желание.

Женя берет лепесток, отрывает его и  вместе с ребятами загадывает желание:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по- нашему  вели!

Вели, чтоб Витя стал здоровым.

Заходит  мальчик. Витя радуется, ходит, подпрыгивает

Витя: Спасибо вам, ребята и Женя. Теперь я могу прыгать, бегать, играть, скакать.

-  Витя здоров. Мы очень рады за тебя.  Знаешь, Витя,  все дети в нашей группе дружат. Предлагаю и тебе и Жене поиграть с нами.

Чтение стихотворения про дружбу с движениями
Дружит с солнцем ветерок, (помахать руками над головой) 
А роса – с травою. (наклоны) 
Дружит с бабочкой цветок, (машем руками как бабочка крылышками) 
Дружим мы с тобою. (руки вперед) 
Всё с друзьями пополам (руки в стороны) 
Поделить мы рады! (руки протягиваем вперед) 
Только ссориться друзьям (грозим пальчиком) 
Никогда не надо! (обнялись) 

-Ребята, спасибо вам огромное. Но к сожалению нам пора  домой. До свидания!

Женя и Витя уходят.

- Ребята, я хочу подарить вам этот цветик само цветик, для того чтобы вы  совершали добрые поступки.

- Спасибо, тебе Женя.

Рефлексия:

- Какие, вы молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый цветик семи цветик  подарила нам Женя! Давайте вспомним, для чего мы его собирали? (чтобы вернуть  волшебную силу лепесткам)

- А для чего Женя хотела  вернуть волшебную силу лепесткам? (чтобы помочь Вите)

- Давайте вспомним, какие задания мы выполняли для того, чтобы наши  лепесточки  обрели волшебную  силу?

-Катя, какое задание тебе показалось наиболее интересным?

- Алёша,  в каком задании тебе было трудно?

- Арина, какое задание  тебе понравилось больше всех?

- Если вам понравилась сегодня работа на занятии - возьмите в подарок за свою работу красный цветок, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы заниматься лучше – возьмите синий цветок (Дети оценивают свою работу…).

- А мне понравилось, как вы помогали Жене. Спасибо!

 

Консультация  для   педагогов

"Развитие  двигательной   активности  детей  на  прогулке"

Цель  консультации:  систематизировать  знания  педагогов  по  организации   двигательной   активности   детей  на  прогулке.(слайд 2) 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), обучение детей в ДОУ ведётся по пяти направлениям: познавательное, физическое, художественное, речевое и коммуникативное развитие. Эти категории взаимосвязаны в образовательном процессе и реализуются в течение всего дня в детском саду, не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды особенно к простудным заболеваниям.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года меняется, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть меньше 3-4 часов. Летом это время значительно увеличивается.

Слайд 3.

Правильно организованные   прогулки помогут   осуществлять   задачи всестороннего развития детей:

·        Создание благоприятных условий для раскрытия творческих замыслов детей, проявления их двигательной активности и положительного эмоционального состояния;

·        Знакомство детей с разнообразными видами движений и создания вариативных условий для систематического выполнения;

·        Развитие пространственной ориентировки у детей и умение действовать совместно;

·        Формирование двигательных умений и навыков у детей в процессе коллективных игр и игровых упражнений.

·        Ознакомление  с  окружающим  миром;   расширение  кругозора.

Успешное решение основных задач прогулки может быть осуществлено лишь при рациональном сочетании разных видов занятий и форм двигательной деятельности, осуществляемой под руководством педагога. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной, содержательной деятельностью.

Слайд 4

Структурные компоненты прогулки:

·        Разнообразные наблюдения (с использованием художественного слова, дидактических заданий);

·        Труд на участке;

·        Самостоятельная игровая деятельность детей;

·        Двигательная   активность;

·        Индивидуальная работа по развитию физических качеств.

 Остановлюсь более подробно на каждом элементе прогулки.

Слайд 5

Наблюдения.

Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки.                                                                                   

Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 20 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

1.Живая природа: растения и животные;

2.Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами.

3.Труд взрослых, которые  работают   вблизи    детского  сада ( дворник, шофер и т.д)

Наблюдения могут быть плановыми. При подготовке к плановому наблюдению педагог намечает и продумывает:

Дидактические задачи;

Выбирает объект  наблюдения;

Место наблюдения;

Организацию детей;

Структуру наблюдения

(мотивация – стих или загадка; рассматривание объекта, обращая внимание на характерные особенности его; игры и задания; подведение итогов).

Случайные наблюдения - не требуют специальной подготовки. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, на участке, например  " Чьи следы" - учим детей находить и определять следы на снегу; " Откуда дырочки на снегу?" - знакомство с капелью, выяснение причины появления дырочек на снегу;

На прогулке появляется возможность расширить сферу экспериментальной деятельности детей. Тематика опытов прежде всего связана с сезонными явлениями. Вот опыты, которые можно проводить с детьми на прогулке:

Осень

- Изучение свойств песка;

- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;

-Изучение свойств объектов неживой природы

(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый);

Зима

- Изучение свойств снега и льда:

-" Превращение снега и льда в воду"

- "Бывает ли снег чистым?"

- " Цветные льдинки"

- " Когда лед не бывает скользким?"

- " Когда можно лепить из снега?" 

Весна - лето

- ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ

- " Где сильнее греет солнце"

- " Как появляются солнечные зайчики?"

- " Разноцветный мир"

- " Как появляется тень?"

ОПЫТЫ С ВОДОЙ:

- " Тонет - не тонет"

- " Где можно найти воду?"

- " Какой формы вода?"

Двигательная    активность.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, , футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:

в младших группах — 6 — 10 минут,

в средних — 10-15 минут,

в старших и подготовительных — 20-25 минут.

На вечерней прогулке:

в младших и средних группах — 10-15 минут,

в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

 Каждый месяц разучиваем  2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями.

 Каждую неделю разучиваем новую подвижную игру на прогулке. Играем со всей группой или подгруппами. Приучаем детей следить за выполнением правил, к обсуждению привлекаем самих детей, учим оценивать свое поведение и своих товарищей. Заметили, что водящими выбирают одних и тех же детей. Часто некоторые дети отказывались от игры с бегом. Чтобы  их  активизировать, стали выбирать  водящими в играх со словами и малоподвижных играх, таких как «День  Мазай  и зайцы», «День  и  ночь», «Совушка», «Лягушки и цапли», где участвует подгруппа детей и поощряем  их удачные действия.

Наши ребята любят  народные подвижные игры: русская народная «Пчёлки  и  ласточки», татарская «Лисичка  и  курочки», украинская «Скачет зайчик».

Для детей  нашего возраста используем эстафеты, но они  должны быть малой подвижности: «Поможем Колобку убежать от лисы», «Доктор Айболит», «Репка», «Теремок».

Самостоятельная деятельность.

Для самостоятельной двигательной активности детей на прогулку выносим кегли, обручи, вожжи, мячи, карандаши, печатки, песочные наборы, предлагая ребятам заняться самостоятельными играми, в летнее  время.

В зимний  период -  выносной  материал  сокращается: лопатки, ледянки, совочки для  игр  со  снегом, клюшки, санки.

В это время решаются определенные задачи:

- дети учатся организовывать свою деятельность;

-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.

Индивидуальная  работа.

 Во время прогулок  проводим  индивидуальную работу с детьми  на закрепление основных видов движений. Это - игры с мячом, метание в цель, упражнения в равновесии, спрыгивание с пеньков, перешагивание через предметы.

Трудовая  деятельность.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца. В конце обращаем внимание на результаты своего труда. Применяем пословицы: «Кто не работает – тот не ест», «Умелые руки не знают скуки», «Сделал дела – гуляй смело». Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Мл. группа – 5-7 мин.

Ср.группа – 10-15 мин. С небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Ст.-подг группа – 15-20 мин.с небольшим перерывом в зависимости от характера труда

Во время прогулок следим за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замёрз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаем к участию в более спокойных играх.

Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры: «Море волнуется», «Карусели», «Кого не стало». «Узнай по голосу», «Водяной».

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий